СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Авангардизм — движение в художественной культуре XX века, порывающее с существующими нормами и тра¬дициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель.
Авторская речь — в прозаическом произведении речь автора, т. е. текст произведения без речи персонажей. Не всегда совпадает с позицией самого автора, ведущего повествование, избравшего определенный художествен¬ный угол зрения на описываемые события.
Акмеизм — течение в русской поэзии 1910-х годов (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н. Гумилев, А. Ах¬матова, О. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, возврат к матери¬альному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова.
Аллегория — изображение конкретного предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное по¬нятие или мысль. Так, изображение змеи и чаши — А. медицины. В отличие от символа, А. однозначна. Широко используется в художественной литературе как средство усиления поэтической выразительности.
Амфибрахий — в силлабо-тоническом стихосложе¬нии — трехсложная стопа, в которой ударный слог на¬ходится между двумя безударными: «О милые плуты! Кто часто их видел, / Тот, верю я, любит крестьянских детей...» (Н. Некрасов).
Анапест — в силлабо-тоническом стихосложении — трехсложная стопа, в которой два первые слога — безу¬дарные, а последний — ударный: «Меж высоких хлебов затерялося / Небогатое наше село...» (Н. Некрасов).
Антитеза — резко выраженное противопоставление понятий, положений и образов: «Не отстать тебе. Я — острожник, / Ты — конвойный. Судьба одна» (М. Цветаева).
Антиутопия — произведение, изображающее вымыш¬ленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства (Роман Е. Замятина «Мы»).
Архаизмы — слова и выражения, вышедшие из ак¬тивного употребления и использующиеся для воссоздания исторического колорита эпохи, а также в торжественной речи; для комического эффекта; для речевой характери¬стики персонажа: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, / Исполнись волею моей / И, обходя моря и земли, / Гла¬голом жги сердца людей» (А.С. Пушкин).
Афоризм — краткое изречение, выражающее глубо¬кую мысль определенного автора, отличающееся выра¬зительностью и неожиданностью: «Знание — сила». (Ф. Бэкон).
Баллада — жанр лирической поэзии, носящий пове¬ствовательный сюжетный характер («Светлана» В.А. Жу¬ковского, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина).
Басня — малый повествовательный жанр, преимуще¬ственно стихотворный, нравоучительного, сатирического характера. Широко использует олицетворение. Действу¬ющими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В начале или конце басни краткая «мораль» (И.А. Крылов).
Былины — русские народные героико-эпические песни-сказания. Слагались Б. преимущественно в XI— XVI вв.; повествуют о богатырях — защитниках роди¬ны; отражают нравственные идеалы народа.
Вымысел художественный — одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью писателя представить, вообразить то, что могло быть в действительности.Герой произведения — одно из главных действую¬щих лиц литературного произведения (в отличие от пер¬сонажа). Развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решаю¬щую роль в развертывании сюжета и композиции про¬изведения, в раскрытии его темы и идеи.
Гипербола — чрезмерное преувеличение («реки кро¬ви»). Обратная гипербола — художественное преумень¬шение — литота («мальчик с пальчик»).
Гротеск — изображение людей и явлений в фанта¬стически преувеличенном, уродливо-комическом виде: «Сидят людей половины» (В. Маяковский, «Прозаседав¬шиеся»).
Дактиль — в силлабо-тоническом стихосложении — трехсложная стопа с ударением на первом слоге: «Тучки небесные, вечные странники!» (М.Ю. Лермонтов).
Драма — 1) жанр; 2) литературный род действия, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. Особенность драмы составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, от-сутствие повествовательного начала. Драматические кон¬фликты воплощаются в поведении героев и их поступках и прежде всего в монологах и диалогах.
В драме изображается частная жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или собой. В отличие от трагедии, эти отношения не безысходны («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горько¬го). Трагическое начало присуще исторической драме.
Жанр — исторически сложившаяся, устойчивая раз¬новидность художественных произведений, существую¬щая внутри определенного вида литературы (эпоса, ли¬рики, драмы).
Завязка — начало конфликта, составляющего основу сюжета художественного произведения.
Замысел авторский — творческий набросок, намеча¬ющий основу художественного произведения, его сюжет и идею.
Идея произведения — главная мысль художественно¬го произведения, отражающая отношение автора к дей¬ствительности, воплощенная в системе образов.
Имажинизм — русская литературная группировка 1920-х годов. Имажинисты провозглашали победу само¬ценного образа над смыслом и идеей. Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но должно было быть насыщено словесными образами. Одно время к имажинистам принадлежал С. Есенин.
Классика — литературное наследие писателей, при¬знанных лучшими в мировой литературе (Пушкин, Гете, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Шекспир и др.).
Классицизм — метод и направление в литературе XVII — начала XIX в., обратившееся к античному на¬следию как к норме и идеальному образцу. Главная тема классицизма — конфликт общественных и личных на¬чал, долга и чувства.
Классицизм стремился к выражению большого обще¬ственного содержания, возвышенных героических и нрав¬ственных идеалов, к организованности логических, ясных и гармоничных образов.
Вместе с тем классицизму были свойственны черты утопизма, идеализации и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса.
Представители русского классицизма: Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов.
Комедия — жанр драматургии, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Го¬голя).
Композиция — построение художественного произве¬дения, система организации образов, их связей и отно¬шений.
Конфликт — противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении дей¬ствующими силами: характерами, характером и обстоя¬тельствами, различными сторонами характера.
Концовка — заключительная часть художественного произведения.
Критический реализм — художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке.
Главная его особенность — изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоя¬тельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.
Представители русского критического реализма: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, JI.H. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.
Кульминация — высшая точка напряжения в разви¬тии действия художественного произведения.
Лирика — один из трех родов художественной лите¬ратуры (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» поэта.
Охватывает множество стихотворных жанров, напри¬мер: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэ¬та, благодаря масштабности и глубине личности автора, обретает общечеловеческое значение (лирика А.С. Пуш¬кина, А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского).
Лирический герой — образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.
Лирическое отступление — высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с изображаемым в про¬изведении (лирические отступления в «Евгении Онеги¬не» А.С. Пушкина).
Лиро-эпический жанр — жанр, объединяющий сю¬жетность эпического повествования с лиризмом, эмоцио¬нальностью («Евгений Онегин» А.С. Пушкина).
Литература, художественная литература — вид ис¬кусства, отражающий жизнь при помощи слова, пись¬менного или устного (фольклора).
Литературный род — обобщенный тип литературы, основной способ построения произведений, отличающий¬ся от других таких же способов соотношения мира и че¬ловека в создаваемых картинах жизни. Для каждого литературного рода выделяется основной признак — ро¬довая доминанта: это повествование о событиях (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диа¬логическое изображение событий (драма).
Метафора — вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту: «Вознеслась ты под свод голубой / Над бродячей толпой облаков...» (А. Фет).
Метонимия — вид тропа, в котором одно слово за¬меняется другим на основе связи их значений по смеж¬ности («Театр рукоплескал» — вместо «публика руко¬плескала»).
Миф — предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества, повествование о богах, духах и обожествленных героях. Миф отражает стремление людей уяснить себе смысл и причины наблю¬даемых явлений, исходя из убежденности в существова¬нии божественных сил. По форме миф напоминает сказ¬ку, близок к легенде. Но, в отличие от сказки, в мифе все события описаны как реально происходившие.
Модернизм — общее название направлений искусства и литературы конца XIX — начала XX в., выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся раз¬рывом с традициями реализма.
Монолог — речь действующего лица, обращенная к себе или другим, но, в отличие от диалога, не завися¬щая от их реплик.
Мотив — простейшая единица сюжетного развития. Любой сюжет сводится к переплетению мотивов. Один и тот же мотив может лежать в основе различных сю¬жетов и обладать разным смыслом (мотив бегства, мотив исполнения желаний, мотив одиночества и т. д.).
Новелла — небольшой прозаический жанр, разновид¬ность рассказа, отличающаяся строгостью сюжета и ком¬позиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами симво¬лики.
Образ автора — способ авторского существования в пределах произведения, концентрированное воплоще¬ние сути произведения. Образ автора не тождествен об¬разу повествователя или образу рассказчика. Он объеди¬няет всю систему образов произведения — и персона¬жей, и рассказчика. Первый опыт создания образа авто¬ра в русской литературе принадлежит А.С. Пушкину («Евгений Онегин»).
Образ рассказчика — условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. В отличие от образа повествователя, рас¬сказчик в собственном смысле присутствует в эпосе не всегда — его нет в случае «нейтрального», «объективно¬го» повествования (Петр Андреевич Гринев в «Капитан¬ской дочке», холодно-страстный Печорин в печоринском «Журнале» из «Героя нашего времени» и добродушный Максим Максимыч из «Бэлы»).
Ода — жанр лирической поэзии, в классицизме — торжественное прославляющее произведение. В XVI— XVIII вв. — жанр высокой лирики (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).
Олицетворение — такое изображение неодушевлен¬ных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: «О чем ты веешь, ветер ночной, / О чем так сетуешь безумно?» (Ф.И. Тютчев).
Онегинская строфа — принадлежащая А.С. Пушки¬ну форма строфы, которой написан роман «Евгений Оне¬гин»; 14-стишие четырехстопного ямба с рифмовкой «абабввггдееджж». Такое строение делает онегинскую строфу гибкой, цельной и выразительной, не утомляю¬щей читателя и удерживающей стройность большого ро¬мана.
Памфлет — злободневное сатирическое произведение, цель и пафос которого — конкретное, гражданское, пре¬имущественно социально-политическое обличение. Пу¬блицистичность нередко сочетается с художественными достоинствами. Памфлетность может проникать в раз-личные художественные жанры (пьеса-памфлет, роман- памфлет и др.).
Повесть — прозаический жанр неустойчивого объема (среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету и композиции. В повести нет интриги и расчлененности (в отличие от романа), сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в эпизодах. Естественное тече¬ние жизни во времени и пространстве, как бы лишенные авторского вымысла и драматического сгущения собы¬тия — специфическая установка автора повести («Веш¬ние воды» И.С. Тургенева).
Поговорка — широко распространенное образное вы¬ражение, определяющее какое-либо жизненное явление; в отличие от пословицы, поговорка лишена назидатель¬ности («Когда рак на горе свистнет»).
Пословица — сжатое образное грамматически и ло¬гически законченное изречение с поучительным смыс¬лом: «Что посеешь, то и пожнешь».
Поэма — поэтический жанр большого объема. В древ¬ности и в Средние века отличительными чертами поэмы были историчность и героичность содержания, его леген¬дарность. Со времени романтизма в поэмах происходит столкновение судьбы и позиции личности с историче-скими или социальными силами («Медный всадник» А.С. Пушкина). В современной поэме автор — участник или вдохновенный комментатор событий (В. Маяков¬ский, А. Твардовский). В XX в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма.
Притча — небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне, но смысл притчи всег¬да глубже.
Пролог — вступление к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но как бы предваряющее его рассказом о предшествующих событиях и их смысле (пролог в «Фаусте» Гете, в «Снегу¬рочке» А.Н. Островского).
Развязка — разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий.
Рассказ — малая форма эпического рода литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых собы¬тий, малое число действующих лиц — особенность рас¬сказа.
Реализм — понятие, характеризующее познаватель¬ную функцию искусства: правдивое, объективное отобра¬жение действительности.
Основные принципы реализма: объективное отобра¬жение существующих сторон жизни в сочетании с ав¬торским идеалом; воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах; жизненная достоверность изображения с использованием условных форм художе¬ственной фантазии (мифа, символа, гротеска).
Реализм XIX века развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального прогресса и буржу¬азной цивилизации, поэтому его назвали критическим реализмом (определение М. Горького).
Ритм — повторяемость однородных звуковых элемен¬тов, чередование ударных и безударных слогов. Ритм служит основой стиха.
Рифма — созвучие концов стихов. По месту ударения рифма бывает мужская (с ударением на последнем сло¬ге), женская (с ударением на предпоследнем слоге) и дактилическая (рифма с ударением на третьем от кон¬ца слоге); по взаимному расположению строк — смеж¬ная (аабб), охватная (абба) и перекрестная (абаб).
Роман — форма эпического рода литературы, раскры¬вающая историю нескольких, иногда многих человече¬ских судеб на протяжении длительного времени, по¬рою — целых поколений. Имеет несколько сюжетных линий, широко охватывает действительность, позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.
Романтизм — художественный метод, сложившийся в конце XVIII — начале XIX в. Для романтизма харак¬терен особый интерес к личности и ее отношению к окру¬жающей действительности, а также противопоставление реальному миру — идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, и это придает художественному произведению повышенную эмоциональность («Кавказский пленник» А.С. Пушки¬на, «Демон» М.Ю. Лермонтова, «Старуха Изергиль» М. Горького, «Алые паруса» А. Грина).
Сатира — способ проявления комического в искус¬стве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.
Сила сатиры зависит от эффективности сатирических методов: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллего¬рии, пародии и др. Сатирическим может быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры — Мольер, М.Е. Салтыков-Щедрин.
Сентиментализм — течение в европейской и амери¬канской литературе второй половины XVIII — начала XIX в. Провозглашал культ естественного чувства, при¬роды, был не чужд патриархальной идеализации. Пред¬ставитель сентиментализма в России — Н.М. Карам¬зин.
Символ — образ, максимально обобщенно и экспрес¬сивно выражающий идею или отличительные черты какого-либо события или явления, например символ Прекрасной Дамы у А.А. Блока.
Символизм — направление в европейском и русском искусстве 1870—1910-х годов; сосредоточено преимуще¬ственно на художественном выражении посредством сим¬вола «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться к «скры¬тым реальностям», «идеальной сущности мира», «нетлен¬ной Красоте», символизм выразил неприятие буржуазно¬го образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально-исторических сдвигов.
Главные представители символизма в русской литера¬туре — В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб.
Синекдоха — название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот («пропала моя головушка» вместо «я пропал»).
Сонет — стихотворение из 14 строк. Возник в XIII веке в Италии, особенно популярен в поэзии эпохи Воз¬рождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма (например, «Поэту» А.С. Пушкина).
Сравнение — сопоставление двух предметов или яв¬лений с целью прояснить один из них при помощи дру¬гого; в художественной литературе широко распростра¬нены развернутые сравнения, материализующиеся в це¬лых фрагментах текста. «Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кри¬сталл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря» (В.Г. Белинский).
Стих — отдельная строка стихотворения, а также общее название стихотворной речи, которая отличается ритмом.
Стихотворение — написанное стихами литературное произведение небольшого объема, в XIX—XX веках — преимущественная форма лирики.
Стихотворение в прозе — лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, идей сближают стихотворение в прозе с лирической поэзией, но метри¬ческих признаков стиха в нем нет («Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева).
Стихотворный размер — способ организации звуко¬вого состава стихотворного произведения, определяется либо числом слогов (силлабическое стихосложение), либо числом ударений (тоническое стихосложение), либо чис¬лом и расположением и слогов, и ударений (силлабо-тоническое стихосложение).
Сюжет — совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного про¬изведения.
Трагедия — жанр драматургии, проникнутый пафо¬сом трагического. Основу трагедии составляют обще¬ственные конфликты, коренные проблемы человеческого бытия, столкновение личности с судьбой, обществом, миром. Трагедии обычно заканчиваются гибелью главно¬го героя.
Начиная с XVIII века, и особенно в драматургии реа¬лизма, жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой, возникают промежуточные жанры, например: «мещанская трагедия» (Шиллер), трагическая драма (Гюго), историческая драма (Пушкин), героическая дра-ма (Вс. Вишневский), с конца XIX в. актуальной стано¬вится трагикомедия.
Тропы — в стилистике и поэтике — употребление сло¬ва в образном смысле, при котором происходит сдвиг зна¬чения слова от прямого к переносному. Виды тропов — метафора, метонимия, синекдоха, гипербола и др.
Утопия — произведение, изображающее вымышлен¬ную картину идеального жизненного устройства.
Фабула — цепь событий, составляющих сюжет, в их причинно-временной последовательности. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним, как, например, в «Герое нашего времени». Фабульная после¬довательность глав следующая: «Тамань», «Княжна Ме-ри», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч». Jlep- моптои, однако, выстроил сюжет в иной последователь¬ности в целях углубления психологического анализа характера Печорина.
Футуризм — авангардистское направление в европей¬ском искусстве 10—20-х годов XX века. Стремясь создать «искусство будущего», отрицая традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), футуризм культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документаль¬ного материала и фантастики; в поэзии даже разрушал естественный язык (В. Маяковский, В. Хлебников).
Хорей — в силлабо-тоническом стихосложении двус¬ложная стопа, в которой безударный слог следует за ударным: «Мчатся тучи, вьются тучи; / Невидимкою луна...» (А.С. Пушкин).
Художественная деталь — одно из средств создания художественного образа, помогающее представить изобра¬жаемое автором явление в неповторимой индивидуально¬сти. Может воспроизводить черты внешности, одежды, об¬становки, переживания или поступка (тяжелая поступь и лучистые глаза княжны Марьи в «Войне и мире», обве¬тренные руки Базарова («Отцы и дети») и т. д.).
Художественные средства — средства, которые дела¬ют художественную речь более яркой и выразительной (эпитет, сравнение и др.).
Художественный метод — совокупность наиболее об¬щих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым образуют ли¬тературное направление. К художественным. методам (и направлениям) относятся классицизм, сентимента¬лизм, романтизм и реализм.
Эзопов язык (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) — тайнопись в литературе, художественная речь, намеренно маскирующая мысль автора.
Экспрессионизм — направление в литературе и ис¬кусстве первой четверти XX в., провозгласившее един¬ственной реальностью субъективный духовный мир че¬ловека, а его выражение — главной целью искусства. Экспрессионизм выразил протест против уродств капита¬лизма, чувства обреченности и ужаса перед унижением человека и войнами.
Элегия — жанр лирической поэзии. В новой европей¬ской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, любви, одиночества, бренности земного бытия; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е. Баратынского).
Эпиграф — яркое изречение, помещаемое автором перед всем произведением или его частью с целью по¬мочь читателю глубже понять содержание текста.
Эпизод — в известной степени завершенная и само¬стоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.
Эпилог — заключительная часть художественного произведения, где рассказывается о судьбе героев после изображенных событий.
Эпитет — образное определение, дающее дополни¬тельную художественную характеристику предмета (яв¬ления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «па¬рус одинокий»).
Эпопея — обширное повествование в стихах или про¬зе о выдающихся национально-исторических событиях. Корни эпопеи лежат в мифологии и фольклоре. В XIX в. возникает роман-эпопея («Война и мир» JI.H. Толстого).
Эпос — род литературы, повествование о минувших событиях, характеризуется предельной отстраненностью автора от предмета повествования.
Эссе — жанр литературно-критической, художествен¬ной, публицистической литературы, сочетающий индиви¬дуальную позицию автора с непринужденным, часто па¬радоксальным изложением, ориентированным на разго¬ворную речь («Дневник писателя» Ф.М. Достоевского).
Ямб — в силлабо-тоническом стихосложении двус¬ложная стопа, в которой ударный слог следует за безу¬дарным: «Какая грусть! Конец аллей / Опять с утра исчез в пыли...» (А. Фет).